Статья Л.Мосиной "Имидж профессионала"
Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. Работа над имиджем предполагает выбор способа предъявления себя миру и нахождение средств для этого.
Обычно она начинается с создания идеальной легенды. Что это такое? Идеальная легенда - ваше лучшее представление о себе, в некотором смысле образ совершенного себя. Она задает направление вашего движения к цели и определяет место, где вы хотите оказаться.
Следующий шаг – определение реальных ресурсов, которыми человек обладает на сегодняшний день: навыки, знания, определенный опыт, черты характера, уровень развития эмоционального интеллекта, энергетика и т.п. Бывает, что идеальная легенда и реальный ресурс сильно расходятся. Тогда приходится на время умерить амбиции, наметить план развития своих компетенций. Имидж – это не застывший образ, а процесс вашего развития, движения к цели.
Рассмотрим это на конкретном примере. У меня был клиент – директор и владелец небольшой компании. В какой-то момент он обратил внимание на то, что компания развивается недостаточно динамично, а ему хотелось, чтобы бизнес развивался быстрее и за три года вырос в два-три раза. Сам он выглядел человеком спокойным и вдумчивым. Иногда – слишком спокойным: хотелось, чтобы он быстрее закончил фразу, которую начал. Компания была его достойным продолжением: работала стабильно, спокойно, как будто не торопясь. Клиенты иногда жаловались на задержки со сроками выполнения заказов и медлительность персонала.
На вопрос: «Каким вы хотите выглядеть в глазах клиентов и партнеров?» мы вместе с клиентом сформулировали следующий ответ: «Я – успешный деловой человек, решительный и уверенный в себе. Моя компания развивается динамично, и мы привлекаем все новых клиентов, развивая отношения с уже имеющимися».
В связи с таким заявлением никаких резких и неожиданных изменений в поведение и образ этого человека мы не включали. И тем не менее вопросы «Как выглядит успешный человек?», «Как действует решительный и уверенный в себе предприниматель?», «Как клиенты узнают, что вы развиваетесь более динамично?», «Как привлечь новых, более состоятельных клиентов?» позволили нам совершить важные действия, которые привели как к изменению его образа, так и к изменениям в компании.
Деловой костюм вместо привычных джинсов, более дорогие обувь и аксессуары (галстук, часы, портфель), стильная прическа сделали этого человека более современным и динамичным.
По нашей рекомендации он стал более публичным человеком: начал принимать активное участие в профессиональной тусовке, посещать конференции и выставки как в России, так и за рубежом. Свой английский он совершенствовал в Лондоне. Встречи «на высшем уровне» репетировал в Музее мадам Тюссо. По возвращении изменения были налицо: он излучал уверенность и энергию, более четко формулировал задачи перед подчиненными. Клиенты поняли, что компания развивается более динамично, потому что директора стало трудно застать в Москве: по возвращении из Лондона он полетел на выставку в Париж, затем планировал деловую поездку в Китай.
Мы внесли изменения в речевые стандарты этого человека. Привычное для него «Давайте еще подумаем» заменили на «Давайте рассмотрим варианты»; вместо «Вернемся к этому где-то через недельку» начали использовать более точные формулировки: «Встретимся во вторник в 12 часов. Я буду у Вас со своими предложениями».
Некоторые сотрудники не приняли новых требований руководителя – действовать более активно и самостоятельно – и уволились. Пришли новые люди, которые больше соответствовали темпам развития компании. Кстати, смена окружения – один из маркеров смены имиджа.
Кроме того, по нашей рекомендации владелец компании начал летать бизнес-классом и именно в одном из полетов познакомился со своим будущим ключевым клиентом.
Он перестал перекусывать на рабочем месте, а стал устраивать деловые завтраки или обеды в хороших ресторанах.
Имеет значение и ваше хобби, и вид спорта, которым вы занимаетесь, и места отдыха, которые выбираете. В имидже нет мелочей. Все имеет значение, потому что сущность является, а явление существенно.